Выбор CMS для сайта. Какая система управления лучше?

Сегодня мы разберем основные вопросы выбора системы управления сайтом.

Выделим три составляющих

Во-первых, любая CMS - это набор компонентов для ускоренной разработки сайта. Она написана на программном коде, в 9 из 10 случаев это PHP, и имеет свою базу данных, в основном MySQL.

Во-вторых, CMS обладает административным интерфейсом, ценность которого в облегчении управления содержимым сайта (контентом) и настройке модулей для его работы.

В-третьих, в случае потенциально нагруженного проекта, требуется корректная работа с большим объемом данных.

Так как в основе своей тип кода и базы данных един для большинства систем управления, чаще всего вопрос сводится к набору функционала конкретной CMS и удобству управления контентом, то есть критерию usability панели управления.

В отдельных случаях - интернет-магазины с очень большими каталогами, нагруженные по посещаемости порталы - важным является вопрос возможности использования конкретной CMS в таком проекте.

Эти три составляющих - функционал, удобство и работа с нагрузками - мы разберем подробно и придем к общему пониманию, какая CMS лучше для сайта, интернет-магазина или нестандартного проекта.

Компоненты и модули CMS

Все платформы, конкурируя между собой, стараются обеспечить наибольшее количество функций внутри “коробки”. Коммерческие системы управления чаще бесплатных делают релизы, стараются быстро внедрять новые функции.

Но сайтам корпоративным, информационным, без каталогов, и потенциала превращения в интернет-магазин, нужно редактирование текстов, перемещение блоков на страницах, добавление новой информации. Эти задачи решает любая система управления.

Но не любая CMS может дать Вам необходимый уровень безопасности, защиту от вирусов и внешних угроз, что сейчас имеет сильно возросшее значение. Все чаще сайты работающие на таких системах как, например, Joomla, подвергаются частым атакам, из-за которых дают сбои в работе, бывают недоступными, что негативно сказывается на восприятии со стороны посетителей, имидже компании и позициях в поисковой выдаче. Яндекс, Google и другие поисковые системы отслеживают время непрерывной работы сайтов и применяют этот показатель как один из факторов ранжирования.

Удобство управления сайтом

Здесь можно обратиться как к независимым рейтингам, так и самостоятельно ознакомиться с демо-версией интересной вам системы управления. Все коммерческие CMS на своих сайтах дают возможность онлайн-тестирования.

Среди независимых исследований мы можем выделить ведущий отраслевой рейтинг Tagline. Последняя оценка Tagline таких систем была проведена давно, это было в 2011 и 2012 годах. За 8 лет участвующие в рейтинге CMS добавили новые функции, обновили дизайн интерфейсов, но в своей технологической основе практически не изменились. Поэтому и на текущий 2019 год мы можем говорить об актуальности этой оценки.

Рейтинг CMS по параметрам качества

По сумме баллов система UMI.CMS самая удобная для управления сайтом. А, например, 1С-Битрикс получил по этому параметру 2-е место с конца.

С точки зрения функциональности - больше половины исследуемых систем имеет сходный набор компонентов, закрывающий все основные потребности в разработке.

Если же говорить про фактор популярности, расстановка сил меняется. Приведенный рейтинг оценивает частоту работы с CMS в среде разработчиков, интернет-агентств. На первое место по количеству проектов выходит Bitrix:

Дизайн админки, популярность бренда, и удобство управления, не всегда идут рука об руку. Однако если говорить про 1С-Битрикс, то у него есть другие сильные черты, которые в ряде проектов могут перевешивать все издержки администрирования. Об этом далее.

Работа с повышенными нагрузками

Если CMS нужна для корпоративного сайта, можно использовать любую коммерческую или бесплатную систему с нормальным уровнем безопасности (Drupal, Typo3, WordPress), которая не вызывает у вас вопросов в удобстве управления и имеет широкую поддержку в среде разработчиков, не привязывает вас к одному специалисту или агентству.

Однако в случае проекта со значительным количеством объектов внутри базы данных сайта нужно делать выбор более обдуманно.

Например, более 100 000 товарных карточек в интернет-магазине, уже могут создать препятствие для работы системы управления. Из коммерческих “движков”, мы рекомендуем 1С-Битрикс. Для e-commerce проектов он лучше масштабируется, что необходимо для запуска больших каталогов, работает с высокой посещаемостью и имеет инструменты для оптимизации производительности сайта.

100 000 товаров - не ограничение для многих правильно настроенных CMS. Но если в Вашем проекте сразу есть такая цифра, стоит быть более внимательным при оценке системы управления.

Если же вопрос больших нагрузок не стоит, оптимальным решением будет UMI.CMS. Самая удобная система управления, которая позволит без длительного обучения сразу управлять сайтом.

Бесплатные VS Коммерческие CMS

С точки зрения безопасности, технической поддержки, обновления компонентов сайта, коммерческие продукты имеют больше плюсов (1С-Битрикс, UMI.CMS, NetCat). Но бесплатные движки (Joomla, WordPress) могут без вложений в покупку лицензии помочь в запуске проекта.

Ваш сайт - лицо компании, либо это интернет-магазин? Готовы вложится и преодолеть стартовый порог разработки на платной CMS? Коммерческая система управления будет верным решением.

В случае же сайта для личных целей - блог, персональный сайт специалиста - можно брать бесплатный движок и готовый шаблон.

Также стоит обратить внимание, что при заказе разработки любого сайта с уникальным дизайном, разницы по цене связанной с выбором CMS, вы скорее всего не увидите. Цикл работ такого проекта состоит из этапов проектирования интерфейса, отрисовки дизайна, верстки макетов и программирования, в котором цена лицензии CMS обычно составляет не более 10% всего бюджета на разработку.

Выбор CMS для интернет-магазина

Среди бесплатных “движков” для создания интернет-магазина 1-е место в мире занимает Magento. Система функциональна, надежна, ее позиции по популярности вполне заслужены.

Также хорошим вариантом для создания магазина будет Drupal. Бесплатная система, предоставляющая обширные возможности для разработки, в том числе сложных проектов. Однако программирование на Drupal требует высокого уровня подготовки программиста, стоимость часа работы которого может существенно отражаться на общем бюджете проекта.

Такие системы как, например, PrestaShop хоть и показывают низкий порог входа за счет готовых шаблонов и кажущейся простоты запуска интернет-магазина, часто не оправдывают долгосрочных ожиданий, так как имеют программные ограничения при развитии сайта. Мы не рекомендуем брать такие CMS в проекты требующие постоянного развития, так как считаем вложения в доработки данных систем финансово не оправданными.

Создание интернет-магазина на 1С-Битрикс

В России на 1-ом месте по количеству проектов, с большим отрывом от конкурентов, занимает 1С-Битрикс. Среди основных причин популярности системы:

  • Устойчивые маркетинговые позиции. Битрикс - один из первых коммерческих продуктов созданных внутри нашей страны и активно нацеленный на внутренний рынок.
  • Возможность реализовать любой стандартный проект (лендинг страницы, сайт компании, каталог товаров, интернет-магазин).
  • На Bitrix работает ряд интернет-магазинов и сайтов известных компаний страны. 
  • Широкий функционал, закрывающий 99% поставленных перед сайтом задач.
  • Возможность подключения популярных платежных систем и курьерских служб работающих в России (Яндекс.Касса, Робокасса, СДЭК, DDelivery, прочие).
  • Интеграция с 1С. При том по-умолчанию корректно синхронизируются “товарные предложения”, что в ряде других систем, поддерживающих передачу данных 1С, требует отдельной настройки программистом. 
  • Битрикс может выполнить обратную загрузку данных каталога сайта в 1С, что удобно при подключении 1С к уже работающему интернет-магазину.
  • Учет законодательства при работе с сайтами и интернет-магазинами (54 ФЗ, 152 ФЗ).
  • Партнерская сеть из 6 500 разработчиков.

Среди минусов которые отмечают заказчики - более высокая цена разработки. Это так - Битрикс требует больше времени на запуск сайта, по сравнению с рядом других платформ. Однако это особенность его технологии, которая дает много плюсов после окончания разработки.

Создание интернет-магазина на UMI.CMS

Если Ваш интернет-магазин не предполагает сотен тысяч позиций в каталоге, возможно лучшим решением будет разработка на системе UMI.CMS. Вы получите удобное управление, весь необходимый функционал и сократите бюджет на запуск.

UMI.CMS позволяет быстрее выполнить программирование функций (за счет технологии XSLT), что сказывается на сокращении времени разработки, а значит экономит бюджет проекта.

Также система компании Юмисофт очень гибкая в разработке и позволяет создать компоненты которых по-умолчанию нет в CMS.

Создание интернет-магазина на NetCat

Данная платформа также является хорошим решением для запуска магазина. Хорошо развивается и имеет тех.поддержку. В случае наличия опытного профильного программиста в команде разработки, NetCat позволит запустить качественный, стабильно работающий проект.

CMS для нестандартного проекта или функционала

В связи с наличием подготовленных компонентов для программирования, разработка сайта на системе управления проходит быстрее, а значит финансово более выгодна. И эта формула работает, когда в вашем проекте нет функционала, который системой управления не поддерживается.

Часто можно видеть ситуацию - стабильно работающая CMS при внедрении в нее новых функций, не предусмотренных разработчиками этой системы, начинает вести себя некорректно, появляются ошибки.

Или другой вариант. Заказчику нужна социальная сеть, сложный сервис, площадка объявлений или поиска услуг. Для “облегчения” запуска проекта выбирается CMS. В большинстве случаев это приведет к фиаско такого начинания.

Для нестандартных проектов, сложных сайтов, для разработки используют фреймворки. Это то, на чем написана сама CMS, ее основа.

В этой статье мы не будем вдаваться детально в вопрос выбора framework, так как он требует отдельного разбора. Скажем только, что для успеха стандартного проекта, ориентируйтесь на базовые функции заложенные в CMS, и учитывайте процент риска при внедрении нестандартного функционала. Работайте со специалистами имеющими большой опыт создания сайтов и интернет-магазинов на конкретной CMS. Это дает необходимые знания архитектуры системы и снижает количество потенциально возможных ошибок. Компании или отдельные специалисты заявляющие возможность разработки на большом количестве систем управления, обычно имеют размытую экспертизу и не знают тонкостей работы CMS применительно к поставленным заказчиком задачам.

Техническая разница

Для обоснования технической разницы в выборе системы управления сайтом, мы приведем в качестве примера сравнение 2-х коммерческих платформ для разработки - 1С-Битрикс и UMI.CMS.

UMI.CMS позволяет запустить сайт быстрее, чем 1С-Битрикс. Две основные причины:

  1. Оптимизация внутренней архитектуры системы - в базе данных (MySQL) UMI.CMS хранит только 3 таблицы, универсальные для всех объектов системы (страницы, товары, пользователи, заказы, прочее). По единым ID можно делать обращение к этим данным, это облегчает запросы нужных свойств и делает разработку сайта более быстрым.
  2. На ЮМИ можно писать код сайта используя технологию XSLT. Программисту не обязательно использовать более сложный язык PHP, на котором написана сама система управления.

Данные факторы влияют и на гибкость разработки. В нашей практике на UMI.CMS были созданы системы управления предприятием (ERP), что обычно потребовало бы программирования на фреймворке и увеличило бы бюджет проекта.

Это плюсы системы и финансовая выгода - меньше часов разработки, меньше стоимость проекта.

Но оптимизация кода и базы данных может иметь и другую сторону. Только 3 таблицы в базе данных могут вызвать проблемы при работе с проектом, у которого большое количество объектов. Представим себе интернет-магазин: 200 000 товаров, 100 000 заказов, 50 000 пользователей (данные условны). Магазин работает, данные постоянно обновляются, все запросы к базе данных идут только в 3-х таблицах. Мы получаем снижение производительности и невозможность обойти ограничение.

Из нашей практики можем добавить, что особенно это сказывается на миграции больших проектов. При редизайне интернет-магазина и смене системы управления, при переносе данных (товары, пользователи, заказы) из старой системы в UMI.CMS создается значительное количество лишней информации в БД, что препятствует его нормальной работе, либо требует значительных усилий по оптимизации работы такого сайта.

В таком проекте будет более верным использование 1С-Битрикс. Под каждый тип данных внутри MySQL которого создается отдельная таблица. По которой можно делать быстрые выборки, не пересекающиеся со свойствами других объектов.

1С-Битрикс имеет механизмы шардирования таких таблиц (сокращения таблиц до заданного объема). В каждом инфоблоке (термин из системы 1С-Битрикс) может проводится настройка выбора типа хранения данных:

Это один из инструментов позволяющих работать с большими объемами информации (намного большими, чем в нашем простом примере). Кроме этого Bitrix может поставляться в редакции Enterprise, на которой строятся большие сайты с высокими требованиями к производительности, а также гибкости настроек. Такие модули, как “Веб-Кластер”, “Визуальное масштабирование”, дают возможность построения HighLoad проектов с распределенными нагрузками на сервера и удобного их администрирования.

Общие выводы

Для информационного сайта компании выбор CMS будет проще, он сводится к понятию удобно / неудобно, безопасности системы, защите от внешних угроз и наличию опыта конкретного разработчика в работе с платформой.

В случае же запуска интернет-магазина может потребоваться время на сравнение CMS, тестирование админки. Магазин требует ежедневных операций по обработке заказов, это сказывается на большей требовательности к usability системы управления. И скорее всего нужно будет заранее продумывать интеграцию с внешними системами, обсуждать объем каталога, сравнивать технические возможности “движков”.

Ваш проект ноу-хау, это большая электронная площадка или сложный сервис? Или даже несложный сайт, как может показаться в бизнес-идее, но с нестандартной логикой. Начните с постановки задач, описания функций, и обратитесь к разработчикам, получив предложения которых все детально проанализируйте и только после этого принимайте важное решение выбора платформы для своего проекта.

Другие посты в блоге